Как научиться ездить задним ходом на автомобиле? Советы!
Основной проблемой у начинающего водителя является езда на автомобиле задним ходом. Для совершения маневра в сложных ситуациях задним ходом потребуется набраться значительного опыта. В большинстве прецедентов начинающему водителю для парковки в месте с узким проемом не хватает определенных навыков. Зачастую к авариям приводит именно отсутствие практического опыта и знаний в управлении транспортным средством. Как ездить задним ходом на машине и можно ли ездить задним ходом вообще, постараемся более подробно рассмотреть ниже.
Настройка зеркал
При совершении маневра задним ходом возрастает опасность создания аварийной ситуации. Это происходит ввиду того, что видимость происходящего сзади для водителя очень ограничена. Поэтому в целях избежания аварий при езде задним ходом необходимо правильно настроить зеркала. Настраивают их следующим образом: боковое зеркало должно отображать 15% заднего крыла автомобиля, а остальные — 85% происходящее сзади транспортного средства.
В местах парковки с бордюрами для удачного совершения маневра зеркала стоит наклонить. Для остальных случаев движения задним ходом происходящее сзади должно хорошо просматриваться.
Если зеркало заднего вида, находящееся в салоне автомобиля, отображает заднее стекло целиком и частично захватывает макушку водителя, то считается, что оно правильно настроено. Некоторые автоледи любят настраивать данное зеркало на отображение собственного образа, что в дороге может привести к негативным последствиям.
Правильное использование заднего стекла во время движения назад
Начинающему водителю не стоит абсолютно полагаться на зеркала во время движения задним ходом. Сейчас зачастую можно увидеть в машинах зеркала изогнутой формы, благодаря которым водителю проще анализировать ситуацию, происходящую позади автомобиля.
Но такого рода зеркала не рекомендуют использовать новичкам, поскольку такое зеркало немного искажает происходящее — в нем сложно правильно оценить расстояние до препятствия.
Двигаясь задним ходом, водитель оборачивается через правое плечо, осматривая происходящее сзади через заднее стекло — такой вариант позволяет держать под контролем движение автомобиля задним ходом.
Как контролировать движение задним ходом
Изучая методику маневрирования рулевой колонки, возникает вопрос — а как правильно ездить задним ходом? Исходя из теории, с управлением автомобилем справиться и младенец. Но применяя знания на практике, уверенность у большинства начинающих автовладельцев моментально улетучивается.
Езда задним ходом не терпит спешки, поэтому начинать стоит с медленных и плавных действий. Чем плавней движение назад, тем ниже вероятность совершения наезда на препятствие.
При совершении маневра задним ходом неопытному водителю нежелательно полностью отпускать педаль сцепления, а педаль газа нажимается медленно и без рывков. Иногда при прохождении обучения будущих водителей учат ездить назад, применяя лишь сцепление, однако такие навыки не помогут неопытному водителю в повседневной жизни, когда придется совершать заезд на подъеме — без использования педали газа автомобиль не поедет, а сразу заглохнет.
Для новичков использование заднего стекла при движении задним ходом упростит вождение. Стоит учитывать, что автомобиль любой модели и различных характеристик по маневренности задним ходом превосходит движение вперед. Поворачиваемость при перемещении назад у любого транспортного средства резче. Для эффективности совершения маневра руки на руле стоит держать в самой верхней точке.
Парковка задним ходом
Обучение навыкам парковки проходит в автошколах под руководством инструкторов. Но количество часов, выделенных на обучение езде задним ходом, недостаточно. Бывают случаи, когда автолюбитель получает права, а должного навыка в езде назад так и не приобретено. При этом необходимо в первую очередь обращать внимание на предполагаемое место парковки — стоит объективно оценить свои силы и само место для парковки автомобиля. Для новичка лучше выбирать места с минимальным количеством препятствий либо с большим запасом.
Зачастую припарковать автомобиль задним ходом намного легче, чем используя передний ход. Ввиду того, что маневренность машины при движении задним ходом гораздо выше, чем передним, получается, что парковаться, сдавая назад, проще.
Как правильно ездить задним ходом с прицепом
Сложнее всего совершить манёвр назад с прицепом. Даже опытный водитель испытывает ряд трудностей, выполняя движение назад с грузом. Как же не допустить ошибок, двигаясь назад с прицепом?
Во-первых, необходимо расположиться в водительском кресле так, чтобы получить хороший обзор и доступ к системе управления транспортным средством. Для получения нужного обзора лучше всего подойдет поза в полоборота, где водитель левой рукой держит руль, а правой опирается за пассажирское сидение.
Сложности возникают, если движение задним ходом осуществляется с тентированным прицепом. В данном случае, совершая манёвр задним ходом, стоит руководствоваться правильно настроенными зеркалами.
Манёвр совершается, лишь когда прицеп встанет на одну линию с автомобилем — при нахождении прицепа под углом совершение маневра считается нецелесообразным. Потребуется время на его выравнивание, но и это не даст абсолютной гарантии в удачности маневра.
Каждый начинающий водитель должен знать, что для совершения разворота прицепа влево руль необходимо поворачивать вправо, и наоборот. Для большинства водителей это правило вызывает ряд трудностей.
В последующем манёвр можно разбить на четыре шага:
- Поворот прицепа по направлению заезда, разворачивая руль в противоположную сторону;
- Затем руль поворачивается обратно, производя медленное движение назад до полного выравнивания;
- Движение задним ходом производится до поворота;
- На повороте автомобиль плавно развернуть для ровного преодоления пути.
Главным фактором является правильное положение прицепа относительно автомобиля — они, как было сказано ранее, должны находиться на одной прямой, не создавая помех другим водителям и для совершения иных действий.
Совершая манёвр с прицепом, все движения должны быть легкими и плавными без резких рывков и остановок, поскольку на прицепе нет тормозов и он не сможет сразу остановиться, а продолжит движение. Совершать движение задним ходом — достаточно сложная задача, которая подразумевает множество нюансов: маневренность прицепа, его повороты, длина расстояния от фаркопа до оси и многие другие.
Соблюдение ПДД при движении назад
При езде назад убедитесь, что ваши действия не противоречат правилам дорожного движения. ПДД позволяют совершать манёвр назад, если соблюдается его безопасность и при этом не создаются помехи для других участников дорожного движения.
Помните, что если при движении назад Вы задели стоящий рядом автомобиль, то виновником дорожно-транспортного происшествия будете именно Вы.
Если при совершении маневра назад Вы заметили, что на Вас едет другой автомобиль, прекратите движение и примените звуковой сигнал. Лишь убедившись в безопасности, можно продолжить движение.
Аварийная сигнализация
Совершая манёвр задним ходом, можно применить аварийную сигнализацию, которая может выделить Ваш автомобиль из ряда других транспортных средств и тем самым предотвратить аварийную ситуацию. А в темное время суток аварийка поможет осветить находящееся позади машины пространство.
Парктроник и камера заднего вида
Данные опции установлены далеко не в каждой машине, но там, где они есть, парктроник и камера заднего вида помогут начинающему водителю сориентироваться во время парковки и при любом другом движении машины задним ходом. Но не стоит забывать, что данные автомобильные функции имеют лишь вспомогательный характер — основная задача ложиться непосредственно на плечи водителя.
Подведя итог, можно сказать, что езда задним ходом — важный и неотъемлемый навык при управлении автомобилем. Освоение движения назад позволит избавить водителя от проблем с парковкой и перемещением в узких проемах. При соблюдении основных правил научиться правильно ездить задним ходом сможет любой водитель.
ЕЗДА ЗАДНИМ ХОДОМ И В ОГРАНИЧЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ
ЕЗДА ЗАДНИМ ХОДОМ И В ОГРАНИЧЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Каждому из находящихся за рулем приходится это делать довольно часто, практически каждый день, и множество вмятин, царапин на наших автомобилях получены именно тогда, когда мы включаем заднюю передачу, въезжаем в гараж или выезжаем из него, маневрируем, паркуемся.
Начну с чуда. Оно произошло в 1968 году в экспериментальном цехе ЕрАЗа, где обслуживалась сборная АЗЛК по авторалли перед очередным первенством страны. Местные армянские мастера баранки очень ревниво относились к москвичам. И однажды сыграли шутку: зная, что спортивному «Москвичу» придется выезжать из цеха задним ходом, они отмерили веревкой ширину машины, прибавили четыре сантиметра на выступающие ручки и сдвинули металлические ворота именно на это расстояние.
Ситуация осложнялась тем, что «Москвич» стоял не по центру ворот и довольно близко к ним – около трех метров. То есть вырулить, попасть по такой кривой в створ ворот, да еще и задом, казалось совершенно невозможным. И я, студент Автомеханического института, взятый на ралли, пришедшиеся на время каникул, как бы мальчиком на побегушках, бросился эти ворота раздвигать шире, потому что за руль того «Москвича» садился мой кумир Эммануил Лифшиц, многократный чемпион Союза, мастер спорта международного класса.
«Стоп!» – остановил меня Мастер: он сразу заметил приготовленный ему сюрприз. Лифшиц сел за руль, хитро улыбнувшись, завел двигатель, поправил зеркало заднего вида и, глядя только в него, не оборачиваясь (!), с визгом, пробуксовкой колес (!!!), резко крутнув рулем туда-сюда, буквально пулей вылетел из цеха!
Все ахнули и бросились осматривать бока его машины, хотя и так было ясно, что гулкие металлические ворота отозвались бы на любое касание. После этого случая на Лифшица армяне смотрели как на бога, и приоритет столичных мастеров руля над еразовскими был утвержден без боя.
Чему учит этот случай? Первое – мастерство безгранично. Второе – маневренность автомобиля при движении задним ходом значительно выше, чем при движении передним. Однако это движение задним ходом поэтому и более коварно, так как опровергает наш опыт. Дело в том, что для обернувшегося назад и не очень опытного водителя багажник как бы становится капотом, и потому он крутит руль влево, когда зад автомобиля надо подать левее. А зад неожиданно идет вправо – все наоборот.
И еще: задним ходом почти всегда движутся в ограниченном пространстве, глядя назад, и потому забывают смотреть на то, какие кривые выписывает перед автомобиля – значительно более размашистые, чем зад.
Запомните: при движении задним ходом по кривой надо умудриться смотреть в обе стороны одновременно.
У каждого начинающего ездить возникает вопрос: «А как, через какое плечо смотреть назад – через правое или левое?» Отвечу: «Через которое удобнее». Я, например, заезжая в гараж, сначала смотрю через левое плечо, потому что левая сторона машины проходит очень близко от угла гаража, а потом через правое – теперь уже правый бок машины описывает кривую в непосредственной близости от стены. Многих смущает, что руль при этом приходится крутить одной рукой, – ничего страшного. Профессионалы, например, делают это так: прижимают распрямленную ладонь к рулевому колесу, оборачиваются назад и вращают руль в обе стороны сколь угодно быстро – ладонью, без участия пальцев. Здесь помогут перчатки.
Обернувшись назад и манипулируя рулем, вы должны учитывать, что машина будет выполнять ваши действия как бы чуть-чуть запаздывая, так как для того, чтобы зад ее пошел туда, куда вам нужно, необходимо сначала сработать переду, которым вы и управляете.
Хорошо известно, что самое трудное для начинающих, да и не только для них, – парковка. То есть то, что и является содержанием этой главы – езда задним ходом в ограниченном пространстве. Остановимся на парковке подробнее и, учитывая важность и трудность этого действа, дадим даже кое-какие схемы, что в этой книге – исключение.
Парковку передним ходом рассматривать не будем – она проста: руль – вправо-влево, в крайнем случае добавляете маневр назад-вперед с соответствующими поворотами руля, чтобы встать ближе к бордюру.
Для парковки задним ходом очень важно «прицеливание» к ней, положение автомобиля перед движением задним ходом.
Здесь есть два способа.
Первый способ: вы останавливаетесь во втором ряду, как ехали, примерно вровень с тем автомобилем, за которым собираетесь припарковаться, или чуть впереди него, но не ближе 25 – 30 сантиметров от его борта (схема 1). Включаете заднюю передачу и трогаетесь, колеса при этом выворачиваются вправо, но не резко, средне. Как только средняя стойка вашего автомобиля (место, где крепится ремень безопасности) поравнялась с задним бампером того автомобиля, за которым вы будете стоять, начинаете крутить руль в обратную сторону – влево, хоть вам и кажется, что зад вашего автомобиля еще не совсем вошел в свободное пространство, – войдет позже, никуда не денется.
Одновременно с вращением руля влево вы перестаете смотреть назад, а смотрите уже вперед, контролируя то расстояние, которое остается от вашего правого переднего крыла до левого заднего крыла стоящего автомобиля. Не пытайтесь здесь пройти на авось, если есть сомнения, лучше поставить машину на нейтраль и ручник, выйти посмотреть, посылая и про себя, и вслух подальше сигналящие вам автомобили. Если вы из-за них психанете, поспешите и стукнетесь, то они-то тут же уедут, а вам платить.
Если при движении задним ходом правое заднее колесо вашего автомобиля уперлось в бордюр, значит, вы слишком запоздали с вращением руля влево – не паникуйте, переждите едущих во втором ряду, выезжайте в него опять и повторите маневр с учетом ошибок.
Второй способ
парковки задним ходом проще и элегантнее: увидев в зеркало заднего вида, что сзади в опасной близости от вас никого нет, вы пускаете автомобиль не прямо, а по дуге (схема 2), с тем чтобы остановиться не параллельно переднему автомобилю, а хотя бы под некоторым углом к нему. И тогда, включив заднюю передачу и поставив колеса прямо, вам гораздо легче будет вписаться в свободное пространство для парковки, отпадет необходимость в двойном повороте руля от положения «вправо» до положения «влево». И руль при этом способе влево вам надо будет начинать крутить значительно позже, не тогда, когда средняя стойка вашей машины поравняется с задним бампером стоящего автомобиля, а примерно когда с ним, задним бампером, поравняется середина вашего правого переднего крыла.Схема парковки автомобиля задним ходом
Описанное мной выше – это «жесткая» парковка, попадание в минимальное пространство, когда от вашей машины до передней и задней чуть больше метра. Если вы проявите упрямство и освоите ее, то все остальное вам покажется семечками.
То же самое – разворот на 180 градусов. Проделайте простой эксперимент: встаньте на пустой дороге как можно ближе к обочине, даже на ней, если дорога узкая, двухрядная. Выверните руль влево до упора и осторожненько трогайтесь на первой, не отпуская руль от упора. Выйдите из машины, прикиньте дугу, по которой вы разворачивались. А теперь поставьте машину на то же самое место, так же выверните руль влево до упора, но включите уже заднюю и развернитесь – оцените дугу теперь: ее радиус значительно меньше (не свалитесь только в кювет!).
То есть если при движении передним ходом для того, чтобы развернуться в ограниченном пространстве, вам придется совершить три маневра: вперед-назад-вперед, – то при движении задним ходом здесь вполне хватило бы и одного.
Кроме того, задняя передача в автомобиле – самая мощная. Это значит, что если вы не можете заехать на первой передаче на какую-то очень крутую горку или что-то буксировать, то вам остается попробовать сделать это задним ходом, предварительно загрузив балластом багажник, если ваш автомобиль заднеприводный.
Если хотите испытать острые ощущения, выберите свободную ровную площадку, разгонитесь задним ходом и резко выкрутите руль в любую сторону способом профессионалов – ладонью. Одновременно дерните ручник – машина ваша развернется на 180 и больше градусов, и если вы успеете за это время включить вторую передачу, то она в ту же сторону поедет уже передом – так выполняется эффектный трюк в фильмах, где уходят от погони. В общем-то, этот маневр безопасен, если исполняется на ровной поверхности, по которой машина скользит, не имея препятствий для колес.
Очень часто, поворачивая, выезжая из гаража и въезжая в него, ваш автомобиль проходит боками в непосредственной близости от предметов, опасных для его полировки: столбов, деревьев, угла дома, ворот гаража, автомобилей и т. п. Имейте в виду, что двери и крылья автомобиля выпуклые, а выпуклостей этих с водительского места не видно. Поэтому, когда вам кажется, что расстояние oт вашей машины до препятствия еще есть, а слышится уже отвратительный скрежет, то это значит, что вы этих выпуклостей не учли.
Способ поумнеть и в этом элементе езды тот же: огромных хлопот и затрат на ремонт вы сможете избежать, если не поленитесь на даче, за городом, на асфальтовом поле закрепить тонкие прутики с флажками в совершенно произвольном порядке и станете передом и задом между ними двигаться.
Поставьте себе задачу, например, проехать или остановиться от прутика в пяти сантиметрах – остановитесь, а потом замерьте, и получите коэффициент вашего непрофессионализма. Проведите на земле черту и поставьте себе задачу остановиться на ней передними, задними колесами – остановитесь, а потом замерьте: вы будете ошеломлены результатами.
Но не пугайтесь: пять-шесть таких тренировок, и вы станете в вождении на голову выше, чем были. Вы почувствуете габариты машины и сумеете постичь адекватность поведения машины манипуляциям руля. Надо ли говорить, как это важно? Ведь в 99 процентах столкновений не хватает какого-нибудь десятка сантиметров. Поэтому такие тренировки являются истинно золотыми.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
Мы научим вас парковать автомобиль задним ходом
Как научится ездить задним ходом
Во-первых, маневрирование задним ходом – это потенциально опасное вождение.
Опасность обусловлена недостатком информации об объектах и людях, которые находятся позади вашего авто. Поэтому перво-наперво настройте зеркала заднего вида. Боковые зеркала должны на 10-15% захватывать задние крылья вашего авто, а все остальное – обзор позади вашего автомобиля. Никаких перекосов зеркала вверх или вниз не должно быть.
Единственная ситуация, когда вам может потребоваться наклонить зеркало вниз, это парковка задним ходом в непосредственной близости от бордюра. В остальных ситуациях зеркало должно стоять ровно, захватывая чуть-чуть заднюю часть машины. Салонное зеркало также необходимо настроить так, чтобы вы четко видели всю обстановку через заднее стекло.
Идеальный вариант расположение зеркала в салоне достигается лишь тогда, когда водитель видит в нем все заднее стекло и в левой части зеркала немного захватывается правая часть головы водителя. Если водитель видит отражение своего лица в зеркале – это значит, что зеркало настроено неверно. Такой неверной настройкой грешат многие женщины, которым не столько важна обстановка на дороге, как состояние их макияжа.
Во-вторых, не стоит на все сто процентов доверять зеркалам. Особенно не стоит им доверять, если в салоне у вас стоит не обыкновенное прямое зеркало, а какое-нибудь большое и изогнутое. Как правило, такие зеркала устанавливают, чтобы водитель не крутил головой лишний раз. К сожаление, у таких зеркал есть огромный недостаток, выражающийся в привнесении искажений реального расстояния.
В такое зеркало водитель не сможет реально увидеть насколько еще можно сдавать назад. Поэтому рекомендуется водителям для полного контроля ситуации поворачивать свой корпус назад и смотреть через заднее стекло как через лобовое, попутно обхватывая правой рукой пассажиркой подголовник справа для пущего удобства. Именно такой поворот корпуса и использование обзора через заднее стекло дает водителю больше информации, чем любое боковое и салонное зеркало.
Опытные водители, конечно, в состоянии ездить, опираясь на картинку с зеркал, но для новичков такое вождение иногда оказывается непосильным, поскольку опыта еще маловато. Мало того, что нужно постоянно смотреть то на левое зеркало, то на правое, то на салонное, нужно еще и всю эту трех-кусковую обрывочную информацию сложить в единую картинку. Для новичков это очень трудно. Поэтому лучше учиться быстро поворачиваться назад и контролировать ситуацию как через заднее стекло, так и через боковые дверные стекла.
В-третьих, научитесь грамотно рулить и трогаться задним ходом. В теории это, естественно, просто: крутите руль направо – машина поворачивает направо, крутите руль налево – поворачивает налево. В реальном вождении эти простейшие знания внезапно улетучиваются, и новички начинают вытворять такое безумные выкрутасы, что становится страшно.
Чтобы не стать виновником аварии, научитесь очень медленной езде задним ходом. Главное, если у вас нет навыков вождения, не полностью отпускать сцепление. Действуйте импульсивно: нужно покатиться – слегка отпустили сцепление, машина покатилась – сцепление в пол. Газовать нужно тоже весьма умеренно. Некоторых начинающих водителей учат в автошколах ездить задом только на сцеплении, не используя газ вообще. Это в корне не верно, так как в реальном вождении вы можете двигаться не только по абсолютно ровной поверхности, где холостых оборотов ДВС вполне хватает, но и можете подниматься в гору задним ходом. Естественно, при такой ситуации машина просто-напросто заглохнет, если вы не прибавите газу.
Роль зеркал при вождении задних ходом
Относительно руления резонно отметить, что для новичков при маневрировании задним ходом гораздо проще начать пользоваться задним стеклом как лобовым. Просто поворачиваем свой корпус и смотрим в заднее стекло как в лобовое. Тогда любой поворот руля вправо вызовет поворот задней части машины вправо, а левый поворот, естественно, устремит багажник вашего авто в левую сторону.
Главное понимать, что любой автомобиль, вне зависимости от марки, комплектации, типа привода, всегда движется более маневреннее задним ходом, чем передним ходом. Углы поворота получаются более резкие. Разумно расположить левую руку на рулевой колесе в крайней верхней точке (в положении 12 часов) и отклонять ее вправо или влево по мере надобности. Также важно не потерять то положение руля, в котором автомобиль не поворачивает ни вправо, ни влево, а движется исключительно прямо.
Как научиться парковать автомобиль задним ходом
Стоит отметить, что первые навыки задней парковки нужно отрабатывать на закрытых площадках под присмотром инструктора. Если же вы окончили автошколу, но испытываете определенные трудности в парковке в условиях реального города, то данная инструкция именно для вас.
Сначала подыщите свободное место, где ваш автомобиль смог бы припарковаться не впритык, а с некоторым запасом. Безусловно, парковаться даже в самых узких парковочных карманах вам в жизни придется, но тренироваться лучше начинать с легких случаев.
Следовательно, выбираем место, в котором вы сможете припарковаться с запасом как по боковому интервалу, так и по дистанции. Стоит отметить, что некоторые новички ошибочно считают парковку автомобиля задним ходом сложным и неуклюжим вождением, прекрасной альтернативой которому может стать вождение передним ходом. Но при нескольких неудачных попытках припарковаться передом они осознают, что реальной альтернативы в парковке задним ходом нет. Почему так происходит?
Почему нельзя всегда парковаться передним ходом? Ответ скрывается в самой конструкции автомобиля: задние колеса, при повороте рулевого колеса, идут по более резкой траектории нежели чем передние. Передний мост описывает некую протяжную дугу, в то время как задние колеса просто-напросто заводят автомобиль в поворот. Следовательно, любой автомобиль при такой езде задним ходом будет более манёвреннее, чем при движении стандартным передним ходом.
Алгоритм парковки задним ходом
1. Выбираем свободное место (с запасом).
2. Прижимаемся к парковочному месту, выдерживая 15-20 сантиметровый боковой интервал до припаркованного авто.
3. Подкатываемся к впередистоящему авто так, чтобы выдержать и боковой интервал 15-20 см, и поравняться задними бамперами.
4. Включаем задний ход. Слегка подкатываем. Руль держим прямо. Необходимо соблюсти угол безопасного входа в поворот, который сильно различается для разных марок и моделей авто. Универсальный совет: сдавайте назад до тех пор, пока ось вашего заднего моста (центр диска вашего колеса) не поравняется с бампером припаркованного авто.
5. Выкручиваем руль в сторону поворота до упора. Если вы соблюли угол безопасного входа в поворот, то задеть припаркованный по соседству автомобиль не сможете. По сути здесь все элементарно: крутите руль направо – машина поворачивает направо, крутите руль налево – поворачивает налево.
6. Продолжая движение задним ходом, выкрутите руль в обратную сторону для прямого движения.
7. Докрутите руль в обратную сторону для выравнивания положения авто.
♦ Вот в какой обуви нужно водить автомобиль.
♦ В этой статье вы узнаете о выборе и зарядке авто аккумулятора.
♦ А здесь – все о безопасности детей в автомобиле.
♦ Применение и назначение датчиков парковки
♦ Как научиться корректировать автомобильные фары.
Видео по теме:
Будем благодарны, если Вы поделитесь этой статьей здесь:
Этот сайт читают уже более 950 человек!
Вы тоже можете получать новые материалы по почте:
ДВИЖЕНИЕ ЗАДНИМ ХОДОМ — Уроки вождения для начинающих
Никогда не участвовал в восхождении на гору Эверест, но догадываюсь, что путь к вершине долог и труден.
В вождении автомобиля тоже есть свои вершины, к которым стоит стремиться, но путь до них измеряется месяцами и годами ежедневного осознанного вождения. К вершинам мастерства вождения относятся не только приемы управления машиной в условиях сложнейших автомобильных гонок, но и обычные на первый взгляд – буксировка, обгон и движение задним ходом.
Да-да, движение задним ходом относится именно к вершинам мастерства управления автомобилем. Конечно, можно успешно сдать экзамены в ГИБДД, заехав в «бокс» задним ходом, не сбивая стоек. Но кто из вас после экзамена, во-первых, отважится, а во-вторых, сможет успешно въехать задним ходом в обычную «ракушку» (мини-гараж), да еще с первого раза? Все ли из вас рискнут подать машину назад метров этак на 100–200 на узкой дороге с интенсивным движением?
«Ну, я могу. А что? Это проблема что ли?» – так может сказать лишь неразумный «новичок», который только вчера получил водительские права.
«Да, теперь я и это могу! Проблем нет!» – а так скажет «старичок», который на протяжении длительного периода времени успешно водил свой автомобиль по дорогам и приобрел одно очень важное качество.
В какой-то момент своей автомобильной жизни водитель вдруг ощущает неразрывную связь между собой и автомобилем, между своими мыслями и поведением машины на дороге. Руки – это руль и передние колеса, ноги – это ускорения и замедления, салон автомобиля кажется родным домом, где все знакомо и подконтрольно даже с закрытыми глазами, и машина едет именно туда и так, как водитель думал и планировал.
Каждый из вас обязательно придет к этим ощущениям, дайте только срок. А срок этот зависит от Вашей целеустремленности к вершинам мастерства. Кто-то сможет прийти к этому через год-полтора, а может быть и раньше. Кому-то предстоит долгий путь преодоления уступов автомобильного Эвереста. Но достичь вершины может каждый.
Теперь от заоблачных вершин вернемся к земным будням. Давайте рассмотрим некоторые проблемы движения задним ходом.
Первый «сюрприз», который ждет Вас при движении задним ходом заключается в том, что двигаться назад «по прямой» Вы сможете только тогда, когда научитесь поворачивать!
Не верите? Это легко проверить! Попробуйте проехать задним ходом метров 20–30, удерживая прямолинейное положение автомобиля в неком реальном или воображаемом коридоре.
Так через сколько метров Ваша машина вдруг свернула с прямой и поехала не в ту сторону? Через десять? Пятнадцать? Думаю, что не больше. Теперь давайте выясним, почему это произошло.
Когда Вы смотритесь в обычное зеркало, то, как правило, не задумываетесь о том, что все в нем перевернуто наоборот, потому что привыкли. А если, например, Вам надо ножницами отрезать пару лишних волосков на лице, причем «под корешок»? Кто не пробовал, попробуйте и тогда поймете, что сделать это оказывается непросто. Ножницы почему-то поворачиваются не в ту сторону! Вы хотели повернуть их так, чтобы они плашмя коснулись кожи лица, а они повернулись в другую сторону и оказались совсем боком.
Примерно то же самое происходит и при движении задним ходом. Вам казалось, что руль надо повернуть чуть-чуть «туда», а оказалось, что поворачивать его надо было в другую сторону. Происходит это оттого, что, двигаясь задним ходом, водитель воспринимает себя и свой автомобиль в окружающем мире не совсем правильно и не может сразу согласовать действия своими руками с направлением движения машины.
Во-первых, водитель не видит свои руки, что само по себе уже неприятно.
А во-вторых, зачастую водители-«новички» не учитывают тот факт, что при движении задним ходом управляемыми становятся задние колеса! На самом деле, как передние колеса были управляемыми, так они ими и остались. Но по ходу движения они теперь – задние!
Вам следует знать, что у автопогрузчиков и прочих самоходных транспортных тележек, которым приходится постоянно маневрировать, двигаясь по территории заводов и складов, управляемыми являются как раз задние колеса! Это сделано специально для того, чтобы повысить маневренность автопогрузчиков в стесненных условиях.
В обычном автомобиле при движении задним ходом, когда передние и задние колеса меняются ролями, малейшее движение рулем приводит к значительному изменению направления движения! Заставить машину двигаться назад именно «по прямой» нелегко. Приходится постоянно работать рулем, поворачивая его по чуть-чуть, то вправо, то влево. А вот этого-то Вы пока и не умеете.
Теперь поговорим о том, как у Вас должны работать руки при значительном угле поворота рулевого колеса, например при заезде в гараж.
На рисунке 68 изображено правильное положение кистей рук на рулевом колесе. Только такое положение (не выше и не ниже) обеспечивает максимальную точность движений руками, позволяет водителю чувствовать дорогу на руле, дает возможность прикладывать к рулевому колесу малые и большие усилия. Но все это при движении вперед!
Рис. 68. Правильное положение рук на рулевом колесе
Полагаю, Вы догадываетесь, что при движении задним ходом смотреть надо именно назад. Причем видеть надо всю обстановку по ходу движения машины. Для этого Вам придется слегка привстать, повернуть свое туловище направо назад как можно больше и сесть полубоком. Тогда и сектор обзора будет максимальным, и шея у Вас не устанет.
Но что с Вашими руками? Ах, им теперь не удобно? Так найдите для них удобное положение.
Если Вы тщательно поищите, то единственным подходящим положением для рук окажется то, что изображено на рисунке 69.
Рис. 69. Посадка водителя при движении задним ходом
«Да, удобно! Но как теперь рулить-то?» – это Ваш вопрос. А мой ответ на рисунке 70.
Рулить мы будем одной рукой!
Рис. 70. Поворот руля одной рукой
Итак, готовимся к повороту направо. Прежде чем начинать руление, надо правильно сориентировать ладонь на ободе рулевого колеса. Предлагаю Вам «растопырить» пальцы, положить левую ладонь на руль, слегка в него упереться и покрутить кистью руки вправо-влево. В какой-то момент ладонь как бы провалится в ямку. На самом деле, это обод руля занял предназначенное для него место в складках Вашей ладони. Теперь можно ослабить напряжение в пальцах и слегка обнять ими рулевое колесо.
Далее, опираясь правой рукой о спинку сидения и прилагая левой рукой некоторое усилие, начинаем поворачивать руль направо. Когда руль будет повернут почти на 180° (рис. 70, поз. 3), Ваша левая рука начнет ощущать дискомфорт – она не может дальше вращать руль! Это сигнал к тому, чтобы Вы выпрямили («растопырили») пальцы, немного усилили нажатие ладонью на обод рулевого колеса и, продолжая поворачивать руль, провернули кисть против часовой стрелки (рис. 70, поз. 3–4).
Удерживая пальцы выпрямленными и упираясь ладонью, Вы продолжаете поворачивать руль дальше. Как только рука минует нижнюю точку (рис. 70, поз. 4), можно будет несколько ослабить давление ладони и слегка обнять пальцами обод руля (рис. 70, поз. 5).
Затем Вы без особого усилия доворачиваете руль до начального положения (рис. 70, поз. 6), из которого можно продолжить поворот и сделать еще один оборот рулевого колеса или вернуть руль обратно. Продолжить очень просто, надо лишь повторить вышеописанные действия. Вернуть руль обратно тоже несложно, действия те же, только выполнить их надо в обратном порядке.
Уверен, после непродолжительной тренировки данный способ руления Вам понравится. Мало того, что он обеспечивает непрерывное вращение рулевого колеса с максимальной скоростью и точностью, у Вас еще освобождается правая рука! При движении назад она занимает единственно удобную позицию – на спинке правого переднего сидения. При движении вперед, например, при проезде по внутридворовой территории с многочисленными маневрами лишняя рука Вам тоже не помешает. А для успешного въезда задним ходом в экзаменационный «бокс» и в свой собственный гараж умение работать одной рукой просто необходимо!
Это был поворот назад направо, когда работала только левая рука. Для поворота назад налево Вам надо лишь развернуться на сиденье полубоком налево и поменять руки – правую перенести на руль, а левую поджать в локте на спинке своего сиденья. Все остальное остается без изменений – крутим руль, «растопыриваем» пальцы, прокручиваем кисть и так далее.
Тренироваться лучше зимой. Исходя из того, что придется основательно поработать руками, передним колесам своего автомобиля следует обеспечить максимальную свободу. А что может быть лучше скользкого льда! Поэтому перегоните свою машину в какое-нибудь тихое местечко, где сердобольный дворник еще не посыпал солью блестящее зеркало замерзшей лужи, и приступайте к тренировкам.
А если на дворе… июль?!
Тогда советую Вам приобрести диски «Здоровье» или «Грация». Да-да, это те самые диски, с помощью которых наши милые дамы совершенствуют свою фигуру, вращаясь на них «туда-сюда». Поверьте, эти диски спокойно выдерживают не только представительниц «слабого пола», но и значительно большую нагрузку.
Подложив по одному диску под каждое из передних колес, Вы обеспечите себе очень легкое вращение рулевого колеса. Далее Вам остается только потратить некоторое время на тренировки.
Если при движении задним ходом Вы попробуете, не меняя позиции своего туловища, оставить руки на руле в исходном положении (рис. 68), то рулить можно будет двумя руками, но куда при этом поедет машина?
Человек не умеет поворачивать голову, как сова! Следовательно, Вы не сможете контролировать у себя за спиной большой сектор дороги! В зоне невидимости могут оказаться машины, пешеходы, экзаменационные стойки и прочие объекты, которые лучше было бы видеть. На дороге это чревато аварией, а на экзамене полным провалом.
Рис. 71. Варианты разворота с использованием заднего хода: а) разумный; б) неразумный
Как Вы считаете, на каком рисунке (рис. 71) изображен более безопасный вариант разворота с использованием заднего хода? На верхнем или на нижнем?
На верхнем, по трем причинам!
Во-первых, чем меньшее расстояние Вы проедете задним ходом, тем меньше у Вас возникнет проблем.
Во-вторых, поворачивать налево всегда труднее, чем направо. А если это поворот налево задним ходом, то по технике исполнения он не просто труднее, а намного труднее поворота направо.
И наконец, в-третьих. На верхнем рисунке при движении назад водитель смотрит через свое правое плечо. Это означает, что он может одновременно контролировать траекторию движения своего автомобиля и всю дорожную обстановку на проезжей части, по которой он движется и на которую поворачивает.
На нижнем рисунке при движении задним ходом водитель вынужден смотреть назад через левое плечо. Сможет ли он одновременно сохранять намеченную траекторию движения и контролировать машины, приближающиеся к этому месту с двух сторон? Сможет, если будет вертеться на сиденье как «юла», то в одну сторону, то в другую. Только не у всех это получается, особенно в первые годы вождения автомобиля.
- Перед началом движения задним ходом водитель должен занять на сиденье удобное положение, позволяющее контролировать максимально возможный сектор дороги в направлении движения.
- Планируя разворот с использованием заднего хода и бокового проезда, следует выбирать такую траекторию движения, при которой машина пройдет задним ходом наименьшее расстояние.
Конечно, водитель должен овладеть всеми приемами управления автомобилем, но осваивать эти приемы надо не на оживленных магистралях города, а где-нибудь на учебной площадке или на пустынном тупиковом участке дороги. Определите лично для себя (не для экзаменов) круг Ваших проблем в управлении автомобилем, выделяйте время, находите подходящее место и тренируйтесь. Причем старайтесь воплотить в жизнь различные варианты исполнения одних и тех же упражнений. Не останавливайтесь на достигнутых в автошколе и на экзаменах в ГИБДД результатах. Только творческий процесс познания науки управления автомобилем и самостоятельные тренировки могут привести водителя к вершинам мастерства вождения.
вернуться к оглавлению «Уроки вождения»