Акт приема-передачи автомобиля в ремонт образец бланк (бланк, образец
Каждому владельцу автомобиля приходилось сдавать свой транспорт в ремонт. Это могло быть связано с заводским браком, неправильным обслуживанием, неаккуратным вождением и т.д.
Только при оформлении документов в сервисном центре Вы можете быть уверены, что Ваш автомобиль будет полностью отремонтирован и работоспособен. При передаче любого транспорта всегда необходимо оформлять акт приема-передачи.
Акт приема-передачи автомобиля – это документ, который свидетельствует о передачи транспорта от одного лица к другому.
Составление акта приема-передачи автомобиля в ремонт, образец и бланк
Как сдать автомобиль в ремонт? Вначале автомобиль необходимо подготовить к ремонту, то есть вымыть, потому что под грязью просто невозможно увидеть повреждения.
Некоторые автосалоны могут просто отказать в ремонте, когда автомобиль грязный или же могут увеличить стоимость услуги.
Клиенту необходимо показать документы на транспорт, сервисную книжку и гарантийный талон (если имеется).
Акт должен быть составлен не менее чем в 2-х экземплярах.
В акте должны быть указаны определенные сведения, такие как:
- Техническое состояние машины.
- Номер.
- Пробег.
- Все повреждения и неисправности в автомобиле.
- Полная комплектация машины. Рекомендуется освободить салон автомобиля от посторонних предметов, так мастеру будет проще производить ремонт.
- Перечень деталей автомобиля, которые следует заменить. Если имеются повреждения, которые не нужно ремонтировать прямо сейчас, то в договоре это должно быть, что Вы не имеете претензий к автосервису.
- Данные об автосервисе.
- Дата заключения акта.
- Подписи сторон и реквизиты.
Клиент может указать и дополнительные данные об автомобиле. Также владелец может привести собственные детали для автомобиля, их перечень указывается в акте.
После составления акта выписывается документ, который содержит перечень работы со стоимостью.
Как правильно забрать автомобиль из сервиса
Акт приема-передачи — это важный документ, но не менее важный документ — договор на обслуживание.
Там обычно указывается, что станет с замененными деталями (автосалон может забирать детали себе). Клиент имеет полное право забирать детали себе.
Составляется акт приема машины после ремонта. В таком документе указывается состояние автомобиля уже после ремонта. Владелец должен тщательно проверить автомобиль.
При осмотре можно выявить различные повреждения. Если качество работы автосервиса не устраивает, то в акте можно высказать свои претензии.
Важно то, что автомобиль следует забирать из автосервиса именно в определенный в договоре срок. Если этого не сделать, некоторые салоны могут брать дополнительную плату за то, что Ваш транспорт стоит под охраной на стоянке.
Если при осмотре были обнаружены какие-либо неисправности, можно смело подавать заявление с требованием вернуть деньги или на повторные ремонтные работы.
Ниже расположен типовой акт приема-передачи автомобиля в ремонт, образец и бланк которого можно скачать бесплатно.
Акт осмотра транспортного средства. Образец и бланк 2020
Каждое транспортное средство время от времени подвергается осмотру и по результатам этой процедуры составляется специальный акт.
Когда необходим осмотр транспортного средства
Осмотр транспортного средства бывает востребован в самых разных ситуациях. При договорах купли-продажи, аренды, лизинге – для того, чтобы стороны могли убедиться в надлежащем техническом состоянии автомобиля, при авариях и ДТП – чтобы удостоверить различные повреждения или их отсутствие, а также при регистрации машины в ГИБДД и оформлении полиса ОСАГО.
ФАЙЛЫ
Кроме того, такой осмотр может осуществляется компаниями, которые работают в транспортном бизнесе, при перевозках пассажиров и различного рода грузов – перед выходом авто на линию.
Периодичность осмотра
Частота осмотра автомобиля может быть различна. На предприятиях, которые регулярно используют транспортные средства, такой осмотр может проводиться каждый день, раз в неделю, раз в месяц или еще реже – в зависимости от ситуации.
Периодичность таких осмотров, так же как и порядок их проведения прописываются в локальной документации организации, которой и руководствуются работники при совершении вышеозначенной процедуры.
В других случаях (при заключении каких-либо договоров, объектом по которым выступает автомобиль) осмотр обычно становится разовым явлением.
Кто проводит осмотр
Для осмотра транспортного средства на предприятии отдельным приказом директора создается специальная комиссия, в которую включаются специалисты, обладающие достаточной квалификацией для того, чтобы произвести грамотное обследование автомобиля. В иных ситуациях, для осмотра транспорта кроме заинтересованных лиц могут быть привлечены дополнительные свидетели.
Какие документы следует подготовить для осмотра
При осмотре у проверяющих должен быть ряд документов: в первую очередь это свидетельство о регистрации автомобиля и паспорт технического средства. Кроме того, по мере необходимости можно запастись и другими бумагами.
Значение акта
Акт не только подтверждает сам факт проведенного осмотра, но и содержит информацию о его результатах. А это очень важный момент, поскольку в акт включаются сведения о том, в каком состоянии находится кузов (если ли вмятины, ржавчина, трещины, сколы и т.п.), коробка передач, салон, электрика, фары и стекла, шины, другие элементы автомобиля.
На основании этих данных выносится оценка транспортному средству, в том числе дается заключение о пригодности его к дальнейшему использованию.
При выявлении каких-либо неисправностей, поломок и повреждений, в акте также могут быть указаны рекомендации по их устранению.
Как составить акт
На сегодняшний день единого стандарта акта осмотра транспортного средства не существует. Это значит, что документ можно составлять в произвольной форме, ориентируясь на потребности компании и видение его специалистами. Однако, если внутри предприятия есть шаблон документа, указанный в его учетной политике, то применять при осмотре автомобиля следует именно его.
Особенности оформления акта
Акт можно сделать рукописным или напечатать на компьютере, при этом если выбрано электронное заполнение, готовый бланк надо распечатать, чтобы все присутствующие при осмотре лица могли поставить в нем свои подписи. Следует отметить, что для акта подойдет и обыкновенный листок бумаги и лист с фирменным оформлением. Количество экземпляров акта должно равняться числу людей, которые производили осмотр автомобиля.
Кто должен подписать акт
Акт в обязательном порядке должны подписать все, кто проводил осмотр автомобиля. Своими автографами эти лица будут свидетельствовать о том, что все сведения, внесенные в акт достоверны.
Именно поэтому при заполнении документа следует уделять внимание мелочам: неточности и ошибки, а тем более внесение в документ заведомо ложной информации нужно исключить, поскольку в дальнейшем они могут привести к разным неприятностям.
Что касается печати, то ее в акт ставить не обязательно, поскольку сейчас как индивидуальные предприниматели, так и юр.лица могут использовать этот атрибут в добровольном порядке.
Правила по регистрации и хранению акта
Если акт формируется в организации, то факт его создания нужно зафиксировать в специальном учетном журнале, куда вноситься информация обо всех аналогичных бумагах. Туда достаточно вписать номер и дату составления акта. Далее акт следует вложить в отдельную папку с другими такими же бланками и передать на хранение ответственному сотруднику. Период хранения акта должен соответствовать либо нормативно-правовым документам фирмы, либо законодательству РФ.
Образец акта осмотра транспортного средства
Если вам понадобилось сформировать акт об осмотре автомобиля, но вы не знаете, как правильно сделать этот документ, посмотрите приведенный здесь образец и его разбор – с их помощью, при минимальных правках, у вас без особых трудностей получится составить нужный бланк. Рассматриваемый пример касается осмотра автомобиля работниками транспортной компании.
- Первым делом внесите в документ название организации, затем присвойте документу номер (с учетом внутреннего документооборота предприятия), обозначьте дату и место его оформления.
- После этого впишите в бланк состав комиссии производившей осмотр: должности и ФИО сотрудников.
- Далее, в основной части укажите идентификационные параметры автомобиля: его марку, гос. номер, год выпуска, цвет и все остальное, что посчитаете нужным.
- Затем включите данные об осмотре: они могут быть достаточно общими или же максимально подробными (с описанием состояния каждого элемента авто).
- Если в ходе процедуры были выявлены какие-то повреждения или поломки, обязательно внесите сведения о них в бланк акта, по возможности указав причину их появления. В завершение дайте заключение об общем техническом состоянии транспортного средства, а также возможности его дальнейшей эксплуатации.
- Подпись в документе должны поставить все лица, которые присутствовали при осмотре.
- При необходимости можете дополнить документ и другими данными, которые считаете важными.
Акт выполненных работ по ремонту автомобиля образец бесплатно
Акт выполненных работ по ремонту автотранспортного средства, оформляемый между автосервисом и клиентом, представляет собой документ первичного учета. При его составлении субъект предпринимательской деятельности должен в точности придерживаться требований действующего в России законодательства ФЗ №129.
Форма документа
На сегодняшний день форма акта выполненных работ не утверждена на законодательном уровне. В связи с этим, коммерческие фирмы и индивидуальные предприниматели могут использовать в работе документ, составленный произвольно, ориентируясь на типовой образец бланка КС-2.
При проведении проверки хозяйственной деятельности автосервиса представители контролирующих органов будут выборочно изучать первичную документацию, в частности, акты и обращать внимание на следующие моменты:
- полноту отражения сделки;
- наличие случайных или умышленных ошибок;
- точность указанных данных;
- наличие подписей и печатей ответственных сторон.
По результатам проверки контролирующие органы выносят решение, и, если есть для этого основания, применяют финансовые взыскания.
Каждый руководитель автосервиса может бесплатно скачать этот бланк внизу статьи. При необходимости типовой документ корректируется, и подгоняется под деятельность конкретной организации.
Содержание
Акт выполненных работ, быстро скачать образец которого можно на этой странице, должен содержать обязательные показатели и признаки хозяйственной операции. В этом бланке должны присутствовать:
- реквизиты автосервиса и заказчика;
- перечень предоставленных услуг;
- цена за каждую услугу;
- общую стоимость технического обслуживания или ремонта транспортного средства;
- дату и место составления;
- порядковый номер;
- сроки проведения ремонта машины;
- подписи ответственных лиц и печати;
- наличие претензий и т. д.
Этот документ, образец которого читатели могут скачать абсолютно бесплатно, является подтверждением факта полного выполнения работ. Он составляется минимум в 2-х экземплярах и является официальным подтверждением доходов исполнителя и расходов клиента.
Акт приёма-передачи автомобиля (транспортного средства водителю): образец простой, бланк, реквизиты
Акт приёма-передачи становится обязательным приложением для тех, кто документально оформляет продажу или покупку транспортных средств. Благодаря данному документу можно юридически подтвердить, что машина была передана от одной стороны другой.
Без правильно оформленных документов нельзя быть уверенным в законности сделки.
Что такое акт приёма-передачи
Актом приёма-передачи называют разновидность документа, позволяющего зафиксировать факт того, что объект от одной стороны перешёл к другой. С того, момента, как подписан этот документ, к новому собственнику переходят все риски, связанные с владением тем или иным имуществом.
Нужен ли акт, когда продаётся или покупается автомобиль
Согласно Гражданскому Кодексу, только после передачи объекта от одного лица к другому возникает право собственности у нового владельца.
При продаже транспортного средства можно воспользоваться двумя вариантами для решения проблемы:
- Составление и подписание отдельного пункта в договоре, который сообщает о том, что ТС передаётся новому владельцу в день, когда подписывается документ или же спустя определённое время после его подписания.
- Оформление самого акта приёма-передачи на автомобиль. Эта процедура не обязательна, но желательна. Она позволит избежать множества неприятностей в будущем.
Оформляют такие документы только письменно. Свои подписи на нём ставит каждая из сторон, принимающих участие в сделке. Это может быть сделка по аренде авто, либо по его приобретению или продаже.
Без данного документа при необходимости невозможно будет доказать, что транспортному средству причинили ущерб. Это особенно актуально для тех, кто заключает договор на аренду.
При приёмке авто важно детально проверять, в каком состоянии оно находится. Требовать компенсации за повреждения, возникшие раньше, нельзя.
Об особенностях составления акта приема-передачи автомобиля можно узнать из видео:
Как правильно оформить акт приёма-передачи автомобиля
Договор покупки или продажи авто так же всегда требует письменного оформления. Предполагается, что обязательства возникают как у продавца, так и у покупателя. Например, первый должен передать товар второй стороне в надлежащем состоянии. Покупатель, в свою очередь, должен товар принять.
Права собственности можно оформить, не составляя акта. Но только он может подтвердить юридическую значимость действий. Если документ составлен – продавец и покупатель могут не сомневаться в защите своих прав.
Для продавцов акт служит инструментом, позволяющим подтвердить исполнение своих обязательств. И то, что у покупателя отсутствуют претензии по качеству к моменту передачи имущества.
Доказательством документ может быть только в том случае, если его оформляют в письменной форме. Нотариального заверения он не требует. Достаточно указать минимальный набор реквизитов, чтобы соглашение признали действительным.
Образец простого акта приема-передачи автомобиля вы можете скачать тут.
Набор данных, обязательных для документа, включает:
- Подписи каждой из сторон.
- Информацию о том, что никто не предъявляет претензий.
- Данные, касающиеся технического состояния автомобиля.
- Необходимые сведения, связанные с объектом. Включая идентификационную информацию.
- Наименования сторон, заключающих соглашение. Это касается ФИО и паспортных данных, либо наименования юридического лица.
- Описание оснований, по которым составляется акт. Допустимо использование ссылок на договора по продаже и аренде.
- Дата, когда документ был оформлен.
- Наименование документа.
Это все данные, которые должны присутствовать в любом документе. Стороны могут включать дополнительные сведения в акт, если у одной из них имеется на то желание и если данные имеют важное значение для заключаемой сделки.
Приложениями к акту могут стать ПТС, сервисная книжка и другие подобные бумаги. Подписи сторон надо обязательно использовать для скрепления соглашения. Дополнительное заверение печатью требуется для ситуаций, когда у одной из сторон имеется статус юридического лица. Такое условие не входит в число обязательных, оно лишь повышает доверие.
Акт приёма-передачи автомобиля, бланк которого вы видите выше, может быть написан и от руки, но не забудьте проверить правильность всех реквизитов.
Образец и правила составления акта приёма-передачи транспортного средства водителю
Есть несколько ситуаций, возникающих при передаче ТС от одного водителя другому, когда оформление акта обязательно:
- Служебная машина закрепляется за одним водителем. Но работника нет на месте, потому ТС передают другому.
- Закрепление транспортного средства за двумя водителями. Которые время от времени сменяют друг друга.
Благодаря документу становится легче разграничить ответственность между водителями, когда возникает необходимость. Упрощается определение виновного в случае повреждений в транспортном средстве.
Практически каждая компания имеет свою форму акта приема-передачи автомобиля от одного водителя другому.
Когда смена меняется, водители ставят свою роспись в документе.
Акт приёма-передачи должен содержать информацию относительно повреждений в случае их присутствия, комплектации авто и остатков топлива в баках. Работодатель в каждом случае разрабатывает образец акта приёма-передачи транспортного средства водителю.
Аренда и акт приема-передачи автомобиля: бланк и его содержание
Записями о передаче должны удостоверяться любые обстоятельства, связанные с материальной ответственностью.
Документы для передачи могут указывать на:
- Порчу кузова.
- Факты нарушений по прописанным правилам.
- Несоответствия между реальностью и наименованиями, указанными в документе.
- Порчу или повреждения в салоне.
Подписи обеих сторон нужны для заверения всех данных, которые входят в документ. Только после этого считается, что акт вступил в силу, стал действительным. Односторонне составленные документы использоваться в качестве доказательств не могут.
Сам же акт по приёму-передаче должен включать сведения касательно:
- Подписания двумя сторонами.
- Общей информации по самому автомобилю.
- Наименования лица или компании, которые дают транспортное средство в аренду.
- Договора-заявки с номером, датой подписания. Перед тем, как договор подписывается, надо сверить всю информацию, которая в него входит. Если есть хоть малейшее несоответствие – сделку саму признают недействительной.
- Наименования организации или лица, которое владеет ТС. Все характеристики автомобиля указываются именно в акте. Это касается и дефектов.
Как составить описание автомобиля при сдаче в ремонт
Составлять акт приема-передачи нужно и при сдаче авто в ремонт.
Без подробного описания и указания технических параметров машину не примут в сервис. В бланк необходимо включить следующие пункты, чтобы не возникло никаких проблем:
- Описание деталей, которые требуют полной замены.
- Приведение списка поломок, которые должны быть устранены в сервисном центре.
- Повреждения, включающие дефекты как внутри, так и снаружи.
- Комплектация. Необходимо составить опись всего, что находится внутри салона. Оборудование снимают заранее для упрощения данной процедуры. По крайней мере, если демонтаж не доставляет серьёзных проблем.
Автомобиль нужно помыть и подготовить для проведения дальнейшего ремонта. Иначе в сервисном центре откажутся принимать машину.
Мастера обязательно сообщают владельцам, если они находят поломки, не описанные в сопроводительных документах. Собственник в случае отказа должен письменно подтвердить своё решение. Не потребуется повторного подписания соглашения, если собственник снова направляет авто на ремонт по тому же вопросу. Нужно только продлить бланк, который был заполнен раньше.
Как забрать машину из сервиса
Прежде чем забрать автомобиль, убедитесь в полноте выполненных работ.
Акт приёма-передачи – не единственный документ, с которым рекомендуется внимательно ознакомиться при заключении любых сделок. Если проводится ремонт автомобиля, в договоре специалисты должны указать, что они делают со старыми и отработанными деталями. Некоторые салоны забирают такие детали себе.
Но клиент может оставить такие детали себе, если ему необходимы доказательства низкого качества выполненных работ.
Итог
При осмотре транспортного средства после приёма надо внимательно осмотреть новые повреждения, которых раньше не было. Акт можно использовать для высказывания любых претензий в случае их наличия. Это особенно важно при взаимоотношениях с крупными компаниями. Там организуются целые юридические отделы, которые регулируют подобные спорные ситуации.
Автосервисам претензии по некачественному ремонту можно направлять на протяжении двух лет после завершения. Это требование прямо указано в законе. Письменную претензию имеет право направить любой автовладелец, даже если дефект обнаружен далеко не сразу. В договоре указывается срок, за который надо забирать машину.
Позвоните по телефону +7 (499) 703-42-46 или задайте вопрос и получите ответ юриста через 5 минут. Консультация бесплатная!
Приемо-сдаточный акт к заказ-наряду на техническое обслуживание и ремонт автотранспортного средства (рекомендуемая форма)
-----------------------------------------------------------------¬
¦ СТАНЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ N ________ ¦
¦ город ____________________ телефон _________________ ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦ ПРИЕМО-СДАТОЧНЫЙ АКТ ¦
¦ к заказ-наряду N ___________ ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦ Мастер-приемщик ________________________ ¦
¦ (фамилия, имя, отчество) ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦ КОМПЛЕКТНОСТЬ АВТОМОБИЛЯ ¦
¦ ¦
¦ --¬--¬--¬--¬ --¬--¬--¬¦
¦Колпаки колес ¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦ Дополнительные коврики¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦
¦ L--L--L--L-- L--L--L--¦
¦ --¬--¬--¬--¬ --¬--¬¦
¦Декоративные колпаки¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦ Подголовник ¦ ¦¦ ¦¦
¦ L--L--L--L-- L--L--¦
¦ --¬ --¬¦
¦Пробка бензобака ¦ ¦ Чехол рулевого колеса ¦ ¦¦
¦ L-- L--¦
¦ --¬--¬--¬ --¬--¬--¬¦
¦Щетки с/очистителя ¦ ¦¦ ¦¦ ¦ Чехол сидений ¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦
¦ L--L--L-- L--L--L--¦
¦ --¬--¬--¬ ¦
¦Рычаги с/очистителя ¦ ¦¦ ¦¦ ¦ Бензин (наличие) ______________¦
¦ L--L--L-- ¦
¦ --¬--¬ ¦
¦Противотуманные фары ¦ ¦¦ ¦ Ключ зажигания N ______________¦
¦ L--L-- ¦
¦ --¬ ¦
¦Зеркало заднего вида ¦ ¦ Ключ бензобака ________________¦
¦ L-- ¦
¦ --¬--¬ ¦
¦Антенна ¦ ¦¦ ¦ Ключ багажника N ______________¦
¦ L--L-- ¦
¦ --¬ --¬--¬--¬¦
¦Обогреватель стекла ¦ ¦ Ремни безопасности ¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦
¦ L-- L--L--L--¦
¦ --¬--¬ --¬¦
¦Зеркало боковое ¦ ¦¦ ¦ Аптечка ¦ ¦¦
¦ L--L-- L--¦
¦ --¬ --¬¦
¦Часы ¦ ¦ Знак аварийной остановки ¦ ¦¦
¦ L-- L--¦
¦ --¬ --¬¦
¦Комплект инструмента ¦ ¦ Огнетушитель ¦ ¦¦
¦ L-- L--¦
¦ --¬ ¦
¦Домкрат ¦ ¦ Шины N ________________________¦
¦ L-- ¦
¦ --¬ ¦
¦Радиоприемник ¦ ¦ _______________________________¦
¦ L-- ¦
¦ --¬--¬--¬ ¦
¦Пепельница ¦ ¦¦ ¦¦ ¦ _______________________________¦
¦ L--L--L-- ¦
¦ --¬--¬ ¦
¦Бамперы ¦ ¦¦ ¦ Дополнительное оборудование ¦
¦ L--L-- ¦
¦ --¬ ¦
¦Прикуриватель ¦ ¦ _______________________________¦
¦ L-- ¦
¦ --¬ --¬ ¦
¦ОБОЗНАЧЕНИЯ: при наличии ¦x¦ при отсутствии ¦-¦ ¦
¦ L-- L-- ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦ НАРУЖНЫЙ ОСМОТР <*> ¦
¦________________________________________________________________¦
¦________________________________________________________________¦
¦________________________________________________________________¦
+----------------------------------------------------------------+
¦Срок исполнения заказа "__" __________ 19__ г. ___ час. ___ мин.¦
+----------------------------------------------------------------+
¦Автомобиль сдал Автомобиль принял ¦
¦Заказчик __________________ Мастер-приемщик _________________¦
L-----------------------------------------------------------------
———————————
<*> Рисунок не приводится.
оборотная сторона приемо-сдаточного акта
Агрегаты, узлы, детали и материалы,
принятые от заказчика
------------------------------------------------------T----------¬
¦ Наименование ¦Количество¦
+-----------------------------------------------------+----------+
¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
L-----------------------------------------------------+-----------
Заказчик ______________ Мастер-приемщик _______________
Документы для оказания услуг
Договора, акты, квитанции, чеки и другие нормативные документы, требуемые при приеме техники в ремонт.
— Договор. Заключается с клиентом при сдаче техники в ремонт.
— Счет. Необязательный документ, выставляется по просьбе заказчика. Содержит банковские реквизиты и список оказанных услуг.
— Кассовый, товарный чек или бланк строгой отчетности. Выдаются только при оплате наличными. Если клиент рассчитывается банковским переводом, остается платежный документ, заверенный банком и подтверждающий оплату.
— Акт оказания услуг/ выполненных работ и счет фактура(при наличии). Исполнитель выдает клиенту по итогу оказанных услуг.
Договор
Регламентирует права и обязанности сторон при оказании услуги. Несмотря на то, что законодательство разрешает устную форму договора, письменное оформление условий лучше защищает от возможных ущемлений прав. На основании письменного договора намного проще доказать свою правоту перед заказчиком и судом.
Договор обычно оформляется в 2-х экземплярах и содержит подписи и печати (при наличии) каждой стороны.
В нашей программе «ПРИЕМ-В-РЕМОНТ» договор распечатывается автоматически при добавлении заказа. В настройках предусмотрена возможность редактирования или добавления собственного шаблона. Договор распечатывается в одном экземпляре вместе с Заказ — нарядом на выполнение работ. Договор предоставляется клиенту, заказ-наряд остается в сервисном центре.
Счет
Не является обязательным документом. Представляет собой соглашение, в котором Исполнитель фиксирует цену своей услуги и указывает реквизиты для перечисления оплаты. Заказчик принимает эти условия, оплачивая сумму в счёте.
Как правило, счет выставляется при оплате заказа на расчетный счет Исполнителя. Печать счетов в программе «ПРИЕМ-В-РЕМОНТ» не предусмотрена.
Платежные документы
Платёжным документом может быть платёжное поручение, платёжное требование, кассовый и товарный чеки, бланк строгой отчётности. Основное предназначение — подтвердить факт оплаты оказанной услуги.
Когда оплата проходит безналичным платежом, клиент получает в банке платёжное поручение. Этим документом он может подтвердить, что перечислил денежные средства по вашим реквизитам.
При оплате наличными, вы должны выдать Заказчику кассовый чек, товарный чек или бланк строгой отчётности.
Кассовый чек – выдаётся покупателям при использовании кассовой техники.
Кассовый аппарат обязаны применять все, кто принимает оплату наличными, кроме нескольких исключений:
— организаций и предпринимателей на ЕНВД и патенте, но тогда по просьбе клиента нужно выдать товарный чек или квитанцию;
— при оказании услуг населению из справочника ОКУН чеки можно заменить бланками строгой отчётности (БСО).
Товарный чек – выдаётся только по требованию покупателя. Форма товарного чека не установлена, поэтому можно разработать свою с обязательными реквизитами: наименование документа, номер, дата, название ООО или ФИО ИП, ИНН, товары и услуги, сумма оплаты и подпись с расшифровкой и должностью.
Бланк строгой отчётности – выдаётся вместо кассового чека при оказании услуг населению из справочника ОКУН. Можно разработать любую форму, главное, чтобы присутствовали обязательные реквизиты: наименование документа, номер, дата, название ООО или ФИО ИП, ИНН, товары и услуги, сумма оплаты и подпись с расшифровкой и должностью.
Обратите внимание: бланки нужно заказать в типографии или распечатать с помощью специального сервиса для БСО.
Акт об оказании услуг
Документ, который подтверждает факт оказания услуги, её стоимость и сроки выполнения. Акт обязательно подписывают две стороны: заказчик и исполнитель – это необходимо, чтобы подтвердить соответствие оказанной услуги условиям договора.
В нашей программе предусмотрена возможность распечатывания Акта выполненных работ при выдаче отремонтированного устройства.
Гарантийный талон
Документ, который подтверждает право Заказчика на гарантийный ремонт и обслуживание конкретного устройства при наличии установленных оснований. Документ не является обязательным. Распечатывается автоматически при выдаче отремонтированного устройства.
В случае если вы ИП, оказываете услугу частным лицам при выдаче устройства с ремонта достаточно распечатывать только гарантийный талон для клиента.
Счёт-фактура
Этот документ обязаны выставлять только организации и предприниматели, которые являются плательщиками НДС — в основном те, кто работает, на общей системе налогообложения. Организации и ИП, применяющие УСН и ЕНВД, не являются плательщиками НДС и поэтому выставлять счёта-фактуры не обязаны.
Подтверждаем расходы на ремонт техники
Отремонтировать вышедший из строя автомобиль, экскаватор, грейдер и т. д. можно, обратившись в специализированную фирму, либо собственными силами строительной организации. Какими документами необходимо обосновать произведенные затраты в каждом из этих вариантов? Какие претензии чаще всего предъявляют инспекторы, проводящие налоговую проверку?
Ответы на эти вопросы – в данной статье.
Ремонт выполняет сторонняя компания
Законодательством не определен перечень документов, которые нужно составить в этом случае, поэтому имеются некоторые отличия в составе документов, применяемых фирмами, выполняющими работы по ремонту и обслуживанию автомобилей и спецтехники. Как правило, стороны заключают договор, например на год, и по мере необходимости отправляют технику в ремонт. Предварительная стоимость работ по ремонту и необходимых запасных частей фиксируется в заявке на ремонт. Факт сдачи машины в ремонт подтверждается актом приема-передачи транспортного средства исполнителю (в нем указываются комплектность автотранспортного средства, видимые наружные повреждения и дефекты и т. д.). Окончательная стоимость фактически выполненных работ и использованных запасных частей и материалов указывается в заказе-наряде, на основании которого составляются акт приема-передачи выполненных работ и счет-фактура. Возврат автомобиля стройфирме удостоверяется актом приема-передачи транспортного средства заказчику.
Для наглядности представим вышесказанное в виде блок-схемы.
Однако это не единственно возможный способ оформления взаимоотношений со специализированной компанией. Иногда стороны не заключают договор. Бывает, что заказ-наряд одновременно является актом приемки-передачи выполненных работ. Случается, что отдельно оформляются приобретение запчастей и заказ-наряд на выполнение работ по ремонту. Словом, варианты допустимы, что не должно негативно влиять на возможность признания расходов на ремонт и техническое обслуживание автомобилей и спецтехники для целей как бухгалтерского, так и налогового учета.
Для бухгалтера важно, чтобы имеющиеся у строительной организации документы подтверждали факт несения расходов по оплате ремонтных работ и использования автомобиля в хозяйственной деятельности, направленной на получение доходов, облагаемых НДС. При выполнении этих требований инспекторы не смогут лишить вас права признать затраты в составе расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль, и принять к вычету предъявленный исполнителем НДС. А если решение по результатам налоговой проверки принято не в пользу организации, не стоит торопиться перечислять в бюджет начисленные контролерами суммы. Нужно идти в суд и отстаивать право на получение налоговой экономии. Арбитры не столь придирчивы к документальному оформлению и при рассмотрении споров во главу угла ставят не формальности, а факты (осуществления расходов и использования техники в основной деятельности). Например, ФАС ПО (Постановление от 09.09.2008 № А57-7577/07) отклонил довод инспекции о ненадлежащем подтверждении расходов в связи с отсутствием договора, заключенного со специализированной фирмой, производившей ремонт, и непредставлением дефектных ведомостей. Судьи решили, что представленные предприятием заказы-наряды, акты выполненных работ, счета свидетельствуют о выполнении работ по ремонту автомобилей.
В другом случае (см. Постановление ФАС ЗСО от 15.02.2010 № А81-3471/2009) инспекторы поставили под сомнение реальность операций по ремонту автосамосвалов и экскаваторов и добросовестность налогоплательщика. Арбитры, изучив представленные документы (договоры на ремонт техники, сметы стоимости ремонта, дефектные ведомости, акты о приеме-сдаче отремонтированных объектов, путевые листы и др.), пришли к выводу, что расходы, понесенные организацией на оплату работ по ремонту техники, носят производственный характер, указанная техника использовалась в основной деятельности (при производстве строительных работ). Ремонт техники вызван наличием повреждений, неполадок, что подтверждается дефектными ведомостями. Необходимые узлы и агрегаты заменены и установлены на соответствующих машинах.
И еще один нюанс, касающийся необходимости составлять унифицированную форму ОС-3. Некоторые налоговые инспекторы, исключая расходы на ремонт, обосновывают свое решение отсутствием у налогоплательщика названной формы. Налоговики отмечают: поскольку для строительной организации – заказчика ремонтных работ автотранспортное средство является основным средством, его передача-приемка из ремонта должна осуществляться по унифицированной форме ОС-3, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7.
К сведению
Напомним, Указаниями по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету основных средств предусмотрено, что форма ОС-3 применяется для оформления и учета приема-сдачи объектов основных средств из ремонта, реконструкции, модернизации. Ее подписывают члены приемочной комиссии или лицо, уполномоченное на приемку объектов основных средств, а также представитель организации (структурного подразделения), проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию, утверждает руководитель организации или уполномоченное им лицо, затем документ сдается в бухгалтерию. Если ремонт, реконструкцию и модернизацию выполняет сторонняя организация, акт составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, второй передается фирме, проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию. Данные о ремонте, реконструкции, модернизации вносятся в Инвентарную карточку учета объекта основных средств (форма № ОС-6).
И в таких случаях с инспекторами можно поспорить. Нередко этот аргумент суды также признают неубедительным. Например, ФАС ВСО в Постановлении от 08.02.2011 № А69-564/2010 указал: поскольку текущий ремонт и техобслуживание автотранспортных средств осуществляются в процессе эксплуатации автомобиля без его остановки на длительное время, в данных случаях достаточно составить акт выполненных работ в произвольной форме, который в соответствии со ст. 753 ГК РФ подпишут обе стороны.
Исходя из положений гл. 37 «Подряд» ГК РФ законодательством не установлена форма документа, подтверждающего работы по ремонту и техобслуживанию, а также в нем нет требования о подтверждении таких расходов актом по форме ОС-3. Таким образом, в случае когда на основании документов, оформляемых сторонами договора в подтверждение выполняемых исполнителем работ (в том числе актов принятия результата работ, заказов-нарядов, заявок на осуществление работ, иных документов, предусмотренных договором), возможно установить объект имущества, в отношении которого осуществлялись ремонтные работы, а также объем работ, данные документы являются достаточным основанием отражения расходов по ремонту основного средства.
Примечательно, что в рассматриваемом ФАС ВСО случае нарушителем было Управление ФНС, а претензии ему предъявил Росфиннадзор, настаивавший на том, что налоговики ненадлежащим образом израсходовали бюджетные средства. Как видим, суд не согласился с мнением контролирующего ведомства и указал, что доказательством надлежащего расходования бюджетных средств могут являться любые первичные бухгалтерские документы, позволяющие достоверно установить их отношение к ремонту конкретных транспортных средств и его оплате.
Однако вернемся к налоговым спорам и в качестве примера приведем выдержку из Постановления ФАС ВВО от 10.09.2009 № А82-1209/2008-99. В этом случае ИФНС отказала организации в признании расходов на ремонт ввиду отсутствия актов формы ОС-16 и ОС-3, а также записей в инвентарных карточках формы ОС-6. Рассуждали арбитры так.
В соответствии с Указаниями по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету основных средств прием, перемещение объектов основных средств внутри организации, включая проведение реконструкции, модернизации, капитального ремонта, а также их выбытие или списание отражаются в инвентарной карточке формы ОС-6 на основании соответствующих документов. В рассматриваемом случае был произведен текущий ремонт двигателей, при котором не требуется внесение записей в инвентарную карточку.
Акт о выявленных дефектах оборудования по форме ОС-16 составляется на дефекты оборудования, выявленные в процессе монтажа, наладки или испытания, а также по результатам контроля. Указанный документ не был представлен налогоплательщиком, поскольку необходимость ремонта вызвана иными причинами, а именно большой степенью износа двигателя и перерасходом топлива, и подтверждена документами, включенными в материалы дела.
Акт формы ОС-3 применяется для оформления и учета приема-сдачи объектов основных средств из ремонта, реконструкции, модернизации. Однако в данном случае производился ремонт части основного средства – двигателя, при этом выбытие самих основных средств для ремонта не происходило, поэтому составлять указанный акт не требовалось.
Подведем итог. Отсутствие каких-либо документов еще не повод для исключения затрат из состава расходов, учитываемых в целях налогообложения прибыли, и не основание для отказа в вычете «входного» НДС. Расходы на ремонт можно подтвердить самыми разными документами.
Ремонт собственными силами стройфирмы
При таком способе проведения ремонта претензий к документальному подтверждению расходов еще больше. Обратимся к конкретным примерам, чтобы выяснить точку зрения налоговых инспекторов и позицию судов.
ПостановлениеФАС ЦО от 28.04.2011 №А35-6355/2010. В целях поддержания арендованных транспортных средств в надлежащем состоянии налогоплательщик приобретал запасные части на автомобили, которые приходовались на склад, о чем свидетельствуют приходные ордера.
По мере возникновения необходимости проведения ремонта издавались приказы на списание запчастей на текущий ремонт автомашин. В соответствии с такими приказами и на основании требований-накладных со склада водителям выдавались запчасти.
При этом налогоплательщик вел журнал учета использованных запчастей для ремонта автомобилей, в нем указывались сведения о марке и номере автомобиля, на который была установлена запасная часть, о наименовании запчасти, ее количестве и цене, а также ФИО водителя и его подпись.
Суд решил, что такой порядок оформления документов позволяет определить, какие именно запчасти и на какой автомобиль были установлены. Поэтому арбитры отклонили довод налогового органа о необходимости составления дефектных ведомостей и актов на списание запасных частей.
Постановление ФАС ЗСО от 15.12.2008 №Ф04-7695/2008 (17399-А45-25). Исключив расходы на ремонт, инспекторы указали, что затраты отражены не в регистрах налогового учета, а в калькуляционных ведомостях, которые не являются первичными бухгалтерскими документами.
Арбитры исходили из того, что гл. 25 НК РФ не установлены формы документов, являющихся первичными в целях начисления налога на прибыль. Не определены такие формы для целей признания расходов на ремонт и правилами бухгалтерского учета.
На основании учетной политики организации ремонт объектов основных средств производится в соответствии с планом и оформляется соответствующими документами (дефектная ведомость, утвержденная смета, заказ, акт выполненных работ).
В связи с отсутствием унифицированной формы для определения статей затрат и планируемой стоимости ремонта использовалась калькуляционная ведомость, в которой суммировались расходы на ремонт конкретного объекта основных средств.
Необходимость проведения ремонтных работ подтверждена дефектной ведомостью, которая составляется на каждый объект основных средств, подлежащий ремонту.
Фактические расходы на ремонт объекта основных средств подтверждаются актом приема-сдачи отремонтированных объектов основных средств (унифицированная форма).
На основании перечисленных обстоятельств суд встал на сторону налогоплательщика.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2010 № 09АП-15448/2010-АК. Инспекция указала, что организация включила в состав расходов в целях налогообложения прибыли стоимость запасных частей, использованных для ремонта автотранспортных средств, без документов, подтверждающих необходимость ремонта и его выполнение, факт использования тех или иных запасных частей, замену автошин и связь произведенных расходов с деятельностью, направленной на получение дохода. В обоснование своей позиции ИФНС сослалась на отсутствие документов, предусмотренных постановлениями Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78 и от 21.01.2003 № 7.
Данный довод судьи отклонили, обратив внимание на следующее. Материалами дела установлено, что для осуществления деятельности по оказанию автотранспортных услуг у организации имеются числящиеся на балансе основные средства, в том числе автомашины.
Для проведения текущего ремонта автомобилей предприятие располагает ремонтным боксом, местом хранения запасных частей, имеет штат соответствующих работников, что подтверждается материалами налоговой проверки.
Необходимость проведения текущего ремонта устанавливается на основании ежедневного осмотра автомобилей и жалоб водителей. Проведение текущего ремонта подтверждает механик.
Указанные обстоятельства подтверждены включенными в материалы дела приходными ордерами, товарными накладными, требованиями-накладными, актами технического осмотра автомобиля, заявками, ведомостями на установку запасных частей, сертификатом соответствия запчастей.
Списание использованных запасных частей для текущего ремонта производилось по унифицированной форме М-11, что инспекцией не оспаривалось.
Необходимость и объем произведенных текущих ремонтов инспекцией также не поставлена под сомнение.
Дефектная ведомость, на которую сослался налоговый орган, не предусмотрена в альбомах унифицированных форм. Отражение текущего ремонта в карточках формы ОС-6 не предусмотрено законодательством о бухгалтерском учете.
При таких обстоятельствах совокупность представленных организацией документов подтверждает обоснованность списания в расходы стоимости использованных запасных частей.
Постановление ФАС ЗСО от 05.03.2007 №Ф04-231/2007 (31203-А70-25). Основной аргумент инспекторов: отсутствуют дефектные ведомости. Вывод суда: законодательством не предусмотрено обязательное составление дефектных ведомостей в целях подтверждения обоснованности затрат на содержание и ремонт автомобиля.
Приведенные судебные акты наглядно свидетельствуют о том, что инспекторы при желании всегда найдут повод для исключения затрат на ремонт из состава расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, и отказа в применении вычета «входного» НДС. Однако, поскольку суды встают на сторону добросовестных налогоплательщиков, есть смысл обращаться в суд и отстаивать право на налоговую экономию.
Рассмотрим еще одну показательную ситуацию, изложенную в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2011 № 09АП-14258/2011-АК. Организация своими силами отремонтировала принадлежащие ей на праве собственности объекты основных средств, используемые в основной деятельности. Контролерам были представлены:
- план ремонтных работ;
- дефектные ведомости;
- документы, свидетельствующие о наличии в штате организации главного инженера и механиков;
- заявки главного инженера на покупку запчастей, накладные, счета-фактуры, платежные документы, подтверждающие в совокупности факт закупки запасных частей у специализированных фирм;
- требования-накладные на запасные части;
- акты о списании материальных затрат с указанием наименований запасных частей, израсходованных при ремонте, их количества, стоимости, норм расхода, направления расходования, счетов бухгалтерского учета, по которым отражены данные операции;
- инвентарные карточки основных средств по форме ОС-6, в которых сделаны отметки о датах проведения ремонта, указаны номера документа и суммы затрат.
Налогоплательщик обратил внимание арбитров на то, что налоговый орган в ходе проверки не затребовал акты по форме КС-3, поэтому они были представлены непосредственно в суд.
И, конечно, весьма предсказуемой является отмена судом решения ИФНС о доначислениях.
К сведению
Если для выполнения ремонта производилось перемещение техники из одного структурного подразделения организации в другое (например, со стройплощадки в ремцех), налоговики могут потребовать еще и накладную на внутреннее перемещение объектов основных средств по форме ОС-2. Вместе с тем, по мнению автора, ее отсутствие не помешает суду поддержать налогоплательщика.
О дефектной ведомости особо
На конкретных примерах мы показали, что дефектная ведомость, по мнению налоговиков, является обязательным документом, причем независимо от способа, которым производился ремонт: силами организации или специализированной фирмы (например, автосервиса). Тем не менее обязанность ее составления законодательством не установлена, что позволяет судам признавать требования инспекций необоснованными. Следовательно, выбор остается за организацией: оформлять дефектные ведомости или защищаться от предъявленных инспекторами претензий в арбитражном суде.
Обратите внимание
Для подавляющего большинства случаев форма дефектной ведомости не утверждена, поэтому налогоплательщик вправе разработать ее самостоятельно и предусмотреть обязанность ее применения в приказе об учетной политике.
Итак, организация может «изобрести» собственную форму дефектной ведомости или воспользоваться одной из существующих, например рекомендованной одним из ведомств для организаций соответствующей отрасли. В частности, в Методических рекомендациях по разработке учетной политики в сельскохозяйственных организациях (утверждены Минсельхозом РФ 16.05.2005) представлены примерные формы ведомости дефектов оборудования и акта о выявленных дефектах оборудования (машин, зданий и сооружений). Кроме того, форма дефектной ведомости имеется в Рекомендациях по экспертному обследованию грузоподъемных машин. Общие положения. РД 10‑112‑1‑04 (одобрены Федеральной службой по технологическому надзору, протокол от 26.04.2004). Еще один вариант дефектной ведомости содержится в Письме Минсельхоза РФ от 10.11.2009 № АС-05-54/7018.
Представляем один из возможных, по мнению автора, вариантов дефектной ведомости:
Об определениях и пояснениях
Некоторые бухгалтеры испытывают трудности в понимании отдельных терминов. Разобраться поможет ГОСТ 18322-78 «Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения» (утвержден Постановлением Госстандарта СССР от 15.11.1978 № 2986). В соответствии с этим документом:
– капитальным признается ремонт, выполняемый для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановления ресурса изделия (автомобиля, спецтехники) с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые. При этом значение близкого к полному ресурсу устанавливается в нормативно-технической документации;
– текущим является ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности изделия и состоящий в замене и (или) восстановлении отдельных частей;
– техническое обслуживание включает регламентированные в конструкторской документации операции для поддержания работоспособности или исправности изделия в течение его срока службы. В техническое обслуживание могут входить мойка изделия, контроль его технического состояния, очистка, смазывание, крепление болтовых соединений, замена некоторых составных частей изделия (например, фильтрующих элементов), регулировка и т. д.
Напомним, Указаниями по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету основных средств предусмотрено, что сведения о проведенном капитальном ремонте должны отражаться в унифицированной форме ОС-6 «Инвентарная карточка учета объекта основных средств».
Предполагается, что поломки устраняются не по гарантии. Постановлением ФАС МО от 17.11.2010 № КА-А40/13995-10 данное постановление оставлено без изменения. Для некоторых специфических отраслей предусмотрены свои унифицированные формы дефектной ведомости. Например, Постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.06.2003 № 94 введена ведомость дефектов трубопроводов, которая используется для трубопроводов тепловых электростанций, Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 утверждена форма дефектной ведомости, применяемая при обследовании объектов защитных сооружений гражданской обороны, и др. Под базовой частью понимают основную часть изделия, предназначенную для его компоновки и установки других составных частей. Применительно к автомобилю капитальным ремонтом признается, например, замена двигателя, рамы.