Renault соглашается продать свою долю в российском автопроизводителе
Бизнес|Renault договаривается о выходе из России.
Реклама
Продолжить чтение основного сюжета
Французская компания продаст свою долю в крупнейшем автопроизводителе России за один рубль с возможностью возврата в течение шести лет.
Дилерский центр Renault в Санкт-Петербурге, Россия. Генеральный директор компании назвал ее уход из России «трудным, но необходимым решением». Фото… ReutersПАРИЖ — Французский автопроизводитель Renault объявил в понедельник, что покидает Россию в рамках соглашения, заключенного с российским правительством, которое позволит Renault иметь возможность возобновить бизнес в стране в будущем.
В соответствии с соглашением, Renault продаст свою 68-процентную долю в АвтоВАЗе, крупнейшем автопроизводителе России, московскому автомобильному научно-исследовательскому институту, известному как НАМИ. Цену Renault не разглашает, но человек, осведомленный в ситуации, который на условиях анонимности рассказал о деталях, не обнародованных, сообщил, что автопроизводителю была выплачена символическая сумма в 1 рубль.
НАМИ продолжит управлять двумя разросшимися автомобильными заводами АвтоВАЗа и платить своим работникам. Затем Renault может выкупить долю в течение шести лет, говорится в сообщении Renault, объявляющем о сделке.
«Сегодня мы приняли трудное, но необходимое решение и делаем ответственный выбор в отношении наших 45 000 сотрудников в России», — заявил исполнительный директор французского автопроизводителя Лука де Мео.
Renault не сразу сообщила, сколько получит за пакет. Компания заявила, что в первой половине года понесет финансовый ущерб в размере 2,2 млрд евро (2,3 млрд долларов США) из-за продажи, и резко понизила свои финансовые прогнозы на 2022 год9.0003
Сделка России с Renault дает представление о том, как Кремль пытается создать возможности для западных компаний, чтобы они могли вернуться к ведению бизнеса там, когда осядет пыль после жестокого вторжения президента Владимира Путина в Украину.
Западные фирмы столкнулись с огромным давлением, требующим уйти из России, и сотни из них приостановили свою деятельность или вышли из предприятий с российскими партнерами, оказывая давление на российскую экономику. В понедельник McDonald’s заявил, что продаст свой бизнес в России местному покупателю.
Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров ранее заявлял, что АвтоВАЗ, производитель самой продаваемой машины России Lada, вероятно, будет передан в НАМИ на попечение «с возможностью выкупа, если наши коллеги решат вернуться.»
Рабочие на конвейере завода «Лада» в Ижевске, Россия. Партнерство Renault с АвтоВАЗом, производителем Lada, в конечном итоге сделало Renault крупнейшим автопроизводителем России. Фото… Глеб Столяров / ReutersКремль с самого начала войны утверждал, что западные компании уходят из России в первую очередь из-за политических и социальных давление, а не экономическое обоснование.
Но в то время как г-н Путин угрожает национализировать уходящие западные компании, правительство также использует другие механизмы, такие как тот, о котором договорились с Renault, которые могут побудить компании в конечном итоге вернуться.
Россия является вторым по величине рынком для Renault для автомобилей после Франции, что составляет около 10 процентов мировых продаж. В 2008 году Карлос Гон, в то время исполнительный директор Renault, согласился сотрудничать с АвтоВАЗом с прямого благословения г-на Путина, который хотел, чтобы иностранный партнер помог улучшить качество, и считал г-на Гона человеком, который может выполнить работу. .
Партнерство Renault с АвтоВАЗом увеличило в то время солидную зарплату г-на Гона, что привлекло внимание некоторых акционеров Renault. Тем не менее, сделка в конечном итоге сделала Renault крупнейшим автопроизводителем в России, ежегодно сбрасывающим со своих сборочных конвейеров 500 000 автомобилей Lada и Renault для все более состоятельных российских потребителей.
Однако в марте Renault объявила о прекращении работы завода в Москве и пересмотре своего партнерства с АвтоВАЗом после того, как западные санкции заблокировали импорт компьютерных чипов и других деталей, необходимых для автомобилей. Объявление было сделано через несколько часов после того, как президент Украины Владимир Зеленский, обращаясь к сенату Франции, призвал Renault и другие французские транснациональные корпорации покинуть Россию.
Первоначально Renault пыталась сохранить работу своих заводов в России, даже когда Россия нависла над Украиной, ссылаясь на необходимость продолжать производство для местного рынка. На встречах за закрытыми дверями в начале конфликта французские правительственные чиновники призвали высшее руководство избегать принятия поспешных решений об уходе.
Французское государство владеет 15 процентами акций Renault и занимает место в совете директоров. Президент Эммануэль Макрон заявил на пресс-конференции в марте, что французские компании должны иметь «свободу решать для себя», оставаться ли им в России.
Автосалон Lada в Тольятти, Россия. Lada — самый продаваемый автомобиль в стране. Фото… Юрий Кадобнов/Agence France-Presse — Getty ImagesRenault, как и другие западные фирмы, также должна была продолжать платить своим сотрудникам — особенно после того, как Москва заявила, что накажет иностранные фирмы, которые остановили платные рабочие.
Но западные ограничения на поставку запчастей в Россию вскоре сделали невозможным продолжение работы двух заводов.
Западные санкции, направленные против российских олигархов, близких к Путину, также нанесли ущерб.
Партнером Renault в АвтоВАЗе является корпорация «Ростехнологии», известная как «Ростех», которая владеет 32-процентной долей в предприятии через голландскую холдинговую компанию. Ростехом руководит Сергей Чемезов, который попал под западные санкции после вторжения России. Сообщается, что г-н Чемезов является бывшим агентом КГБ, который работал с г-ном Путиным в Восточной Германии до распада Советского Союза.
Г-н Чемезов, который был ключевым собеседником г-на Гона по сделке 2008 года между Renault и АвтоВАЗом, энергично защищал войну России в Украине как «необходимую». Помимо прочего, Ростех также производит российские автоматы Калашникова, а также боеприпасы, военную технику и авиационные двигатели.
Поскольку российская экономика переживает резкий экономический спад из-за действия международных санкций, Москва, похоже, стремится приглушить боль. По договоренности завод Renault в Москве продолжит производство автомобилей. Мэр Москвы Сергей Собянин сообщил в понедельник в своем блоге, что город перейдет во владение завода, который будет выпускать легковые автомобили под маркой «Москвич», чтобы тысячи сотрудников «не остались без работы».
Renault считает возможность выкупа своей доли в АвтоВАЗе важной частью любой сделки, по словам человека, знакомого с ситуацией. Но любой будущий выкуп будет зависеть от геополитических обстоятельств того времени и состояния западных санкций против России, добавил источник.
Чиновники Renault не давали комментариев. Но г-н Гон не колеблясь высказался. В интервью французскому телеканалу BFM в прошлом месяце из своего дома в Ливане, где он живет в бегах после побега в 2019 году от уголовного расследования в Японии по обвинению в финансовых неправомерных действиях в качестве главы автомобильного альянса Nissan-Renault-Mitsubishi, он сказал что политическое давление, которое усилилось на Renault с целью ухода из России, было «жалко».
«Россия не исчезнет, — сказал он. «Сегодня великая страна переживает трудный этап. Очевидно, Украина тем более. Но рынок останется, и рано или поздно ситуация нормализуется».
Кризис в России порождает парадокс: рост продаж роскошных автомобилей
Глеб Столяров, Джек Стаббс на его дорогах.
Внешний вид показывает выставочный зал дилерского центра Ferrari в торговом центре «Барвиха Luxury Village» под Москвой, Россия, 1 февраля 2016 г. REUTERS/Maxim Zmeyev
Это кажется чем-то парадоксальным; в то время как продажи автомобилей массового спроса в стране упали вместе с рублем и ценами на нефть, одна область идет вразрез с тенденцией — автомобили класса люкс.
Продажи автомобилей Porsche, Bentley, Rolls-Royce и Lexus выросли в прошлом году, несмотря на то, что Россия погрузилась в рецессию.
«Это странно», — сказал аналитик IHS Automotive Тим Уркхарт. «Даже в абсолютном отчаянии, в котором сейчас находится экономика, эти бренды, кажется, все еще чувствуют себя хорошо».
Падение заработной платы в стране отпугнуло многих людей от покупки новых автомобилей в любой ценовой категории, но для тех россиян, которые все еще могут позволить себе первоклассные автомобили, это может быть хорошее время для покупки.
Более слабый рубль, потерявший в прошлом году почти 20 процентов по отношению к доллару, означает, что роскошные автомобили иностранного производства в России значительно дешевле, чем где-либо еще.
Например, новый Porsche 911 Turbo S Cabriolet стоит в России 11,8 млн рублей (151 687 долларов США); в Соединенных Штатах та же модель продается за 200 400 долларов.
Мария Малинская, руководитель автосалона автосалона группы «Рольф», рассказала, что некоторые модели премиум-класса стали в рублях в два-три раза дешевле, чем в долларах.
По мнению аналитиков, более богатые россияне также стремились хранить свое состояние в автомобилях премиум-класса, а не волатильных рублях, поскольку иномарки традиционно не обесценивались в России так резко, как на Западе.
ПРОБЛЕМЫ ПРОДАЖ
Российский рынок автомобилей премиум-класса прошел долгий путь с 1970-х годов, когда, как сообщается, по концентрическим кольцевым дорогам Москвы ездило только три Mercedes: один принадлежал тогдашнему советскому лидеру Леониду Брежневу, два других – чемпиону мира по шахматам Анатолию Карпову и автор песен-диссидент Владимир Высоцкий.
Сегодня страдает весь российский автопром.
После десятилетия ежегодного роста продаж более чем на 10 процентов, сектор пострадал от резкого экономического спада с 2013 года в России, крупнейшем производителе нефти, которая пострадала от падения мировых цен на нефть и западных санкций, введенных в связи с действиями Москвы в Украина.
Продажи новых автомобилей упали на 36 процентов в прошлом году и, по прогнозам, будут снижаться четвертый год подряд в 2016 году, по данным лоббистской группы Ассоциации европейского бизнеса (AEB).
Но немногие бренды высокого класса испытывают ту же боль.
Продажи Bentley выросли на 7% в годовом исчислении в 2015 году, а покупки автомобилей Rolls-Royce выросли на 5%.
«Было импульсивное решение вложить деньги в физический актив, ценный физический актив, который помог многим премиальным и ультрапремиальным брендам», — добавил Уркхарт из IHS.
Высокие показатели продаж также подчеркивают неравенство в уровне благосостояния в России, которое резко обострилось в связи с экономическим спадом, в результате которого реальная заработная плата с поправкой на инфляцию упала в 2015 году на 9,5%, согласно правительственным данным.
Новые автомобили многим россиянам недоступны. Цены на седан «АвтоВАЗа» Lada Granta, самый продаваемый автомобиль в России в прошлом году, начинаются от 368,9.00 рублей (4694 доллара США).
При средней месячной зарплате по стране в 42 684 рубля в декабре покупка даже нового бюджетного автомобиля, такого как Lada Granta, составляет большую часть годовой зарплаты.