Кризис в России порождает парадокс: рост продаж роскошных автомобилей
МОСКВА —
Пока Россия борется с экономическим кризисом, на ее дорогах появляется все больше и больше Porsche и Rolls-Royce.
Это кажется парадоксом; в то время как продажи автомобилей массового спроса в стране упали вместе с рублем и ценами на нефть, одна область идет вразрез с тенденцией — автомобили класса люкс.
Продажи автомобилей Porsche, Bentley, Rolls-Royce и Lexus выросли в прошлом году, несмотря на то, что Россия погрузилась в рецессию.
«Это странно», — сказал аналитик IHS Automotive Тим Уркхарт.
«Даже в абсолютной безысходности, в которой сейчас находится экономика, эти бренды, кажется, все еще чувствуют себя хорошо.»
Падение заработной платы в стране отпугнуло многих людей от покупки новых автомобилей любой ценовой категории, но для тех россиян, которые все еще могут позволить себе первоклассные автомобили, это может быть хорошее время для покупки.
Более слабый рубль, который в прошлом году потерял почти 20 процентов по отношению к доллару, означает, что роскошные автомобили иностранного производства в России значительно дешевле, чем где-либо еще.
Например, новый Porsche 911 Turbo S Cabriolet стоит в России 11,8 млн рублей (151 687 долларов США); в Соединенных Штатах та же модель продается за 200 400 долларов.
Мария Малинская, руководитель автосалона автосалона группы «Рольф», рассказала, что некоторые модели премиум-класса стали в рублях в два-три раза дешевле, чем в долларах.
Более богатые россияне также стремились хранить свое богатство в автомобилях премиум-класса, а не волатильных рублях, говорят аналитики, поскольку иномарки традиционно не обесценивались в России так резко, как на Западе.
Проблемы с продажами
Российский рынок автомобилей премиум-класса прошел долгий путь с 1970-х годов, когда, как сообщается, по концентрическим кольцевым дорогам Москвы ездило только три автомобиля Mercedes: один принадлежал тогдашнему советскому лидеру Леониду Брежневу, два других — чемпиону мира по шахматам Анатолию Карпов и поэт-песенник-диссидент Владимир Высоцкий.
Сегодня страдает весь российский автопром.
После десятилетия ежегодного роста продаж более чем на 10 процентов, сектор пострадал от резкого экономического спада с 2013 года в России, крупнейшем производителе нефти, которая пострадала от падения мировых цен на нефть и западных санкций, введенных в связи с действиями Москвы в Украина.
Продажи новых автомобилей упали на 36 процентов в прошлом году и, по прогнозам, будут снижаться четвертый год подряд в 2016 году, по данным лоббистской группы Ассоциации европейского бизнеса (AEB).
Но немногие бренды высокого класса испытывают ту же боль.
Продажи Bentley выросли на 7% в годовом исчислении в 2015 году, а покупки автомобилей Rolls-Royce выросли на 5%. Porsche и Lexus, чьи продажи выросли на 12 и 6 процентов соответственно в прошлом году, являются единственными двумя брендами, которые сохранили ежегодный рост продаж в России с тех пор, как в 2012 году рынок достиг почти 3 миллионов продаж в год9.0003
Компании Porsche и Rolls-Royce заявили, что девальвация рубля поддержала спрос на их автомобили.
«Было импульсивное решение вложить деньги в физический актив, ценный физический актив, который помог многим премиальным и ультра-премиальным брендам», — добавил Уркхарт из IHS.
Высокие показатели продаж также подчеркивают неравенство в уровне благосостояния в России, которое резко обострилось в связи с экономическим спадом, в результате которого реальная заработная плата с поправкой на инфляцию упала 90,5 процента в 2015 году, по данным правительства.
Новые автомобили многим россиянам недоступны. Цены на седан Автоваза Lada Granta, самый продаваемый автомобиль в России в прошлом году, начинаются с 368 900 рублей (4694 доллара США).
При средней месячной зарплате по стране в 42 684 рубля в декабре покупка даже нового бюджетного автомобиля, такого как Lada Granta, составляет большую часть годовой зарплаты.
Базовая цена Rolls-Royce Ghost SWB в сегменте роскоши в настоящее время составляет 19миллионов рублей (241 784 доллара США), сообщил британский автопроизводитель Рейтер, этого достаточно, чтобы купить более 50 «Лад».
«Даже в кризис есть люди, у которых есть деньги», — считает аналитик «ВТБ Капитал» Владимир Беспалов. «Возможно, именно в кризис они считают удачным моментом покупать дорогие автомобили».
Рейтер
Аппетит россиян к роскошным автомобилям не сломлен кризисом рубля
Экономический кризис в России не коснулся Анны Козыревой и Андрея Смирнова, пары, присутствовавшей на грандиозном открытии автосалона Porsche в Москве на этой неделе.
На самом деле Козырева и Смирнов сказали, что ищут свой второй Porsche, скорее всего, седан Panamera стоимостью 4,5 миллиона рублей (78 500 долларов США).
Они скорее правило, чем исключение. Несмотря на то, что бренды среднего класса разгромлены валютным кризисом в России и приближающейся рецессией, производители автомобилей класса люкс наблюдают рост продаж. Структурирование цен производителями, интерес со стороны бывшего Советского Союза и способность богатых оставаться богатыми независимо от кризиса удерживают такие бренды, как Mercedes и Porsche, на плаву, даже когда другие тонут.
Bright Spot
Общий автомобильный рынок России сократится на 27 процентов до 1,8 миллиона единиц в этом году, заявили аналитики автомобильного рынка IHS Automotive в прошлом месяце.
Сокращение происходит из-за того, что экономика страны, пострадавшая от низких цен на нефть и западных санкций из-за вмешательства Москвы в украинский кризис, в этом году, похоже, сократится на 5 процентов. Средняя реальная заработная плата за последний год упала почти на 10 процентов, а курс рубля по отношению к доллару США упал примерно на 40 процентов.
Последствия уже начинают ощущаться в автомобильной промышленности. Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ), базирующаяся в Москве лоббистская группа, заявила в этом месяце, что продажи автомобилей в феврале упали почти на 38 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Бренд General Motors Opel, продажи которого, по данным AEB, в феврале упали на 82 процента, на прошлой неделе объявил, что полностью уходит с рынка.
Единственное яркое пятно — это роскошь. Продажи Porsche в феврале выросли на 92%, Mercedes-Benz — на 16%, Lexus — на 4%, а BMW — на 3%, говорится в сообщении AEB.
Менее чувствителен
В отличие от покупателей автомобилей среднего класса, таких как Opel Astra, розничная цена которых составляет 624 000 рублей (11 000 долларов США), покупатели Porsche 911 стоимостью от 4,8 миллиона рублей (84 000 долларов США) просто «менее чувствительны к рыночным потрясениям», сказал Владимир Беспалов, эксперт отраслевой аналитик инвестиционной группы ВТБ Капитал. По словам Беспалова, эти потребители, как правило, хорошо оплачиваемые профессионалы, не будут смыты падением рубля.
Производители роскошных автомобилей также медленнее корректируют цены, чем более популярные бренды, добавил он, подталкивая тех, кто ранее был на грани, сделать прыжок и купить до того, как цены взлетят до небес. По его словам, предварительные заказы только что доставлены, а покупатели из бывшего Советского Союза, где автомобили стоят дороже, также могут способствовать росту.
Андрей Топтун, руководитель агентства по исследованию автомобильного рынка «Автостат», предупредил, что некоторый рост сегмента люкс может быть иллюзорным. По его словам, лихорадка покупателей во время падения курса рубля в декабре опустошила большинство дилеров автомобилей среднего класса, в результате чего им нечего было продавать в 2015 году, в то время как автомобили класса люкс сохранили часть запасов, что позволило им сохранить продажи в феврале.
Тем не менее, люксовые бренды пострадали меньше, чем другие, согласился Топтун, добавив, что рынок, вероятно, испытает настоящий рост весной, в частности, сославшись на появление предложений по более умеренным ценам от таких производителей, как BMW.
Рост рынка
Российский рынок роскошных автомобилей будет расти по мере расцвета российского среднего класса, по крайней мере, так считает Феликс Бретигам, вице-президент Porsche в Европе. По его словам, целевыми клиентами Porsche являются ведущие профессионалы и успешные предприниматели, а не служащие Газпрома или государственные воротилы.
Украинский кризис также не является фактором: «Россия, по моему мнению, является частью Европы. [Политическая напряженность] — это сбой», — сказал Брейтигам.
Недавно открывшийся дилерский центр Sportcar-Center площадью 12 000 квадратных метров, крупнейший в Европе, свидетельствует о большом отношении Porsche к России. На мероприятии с участием камерного оркестра, демонстрации старинных гоночных автомобилей Porsche и обслуживания в белых перчатках нетерпеливые россияне, в основном в возрасте около 30 лет, ознакомились с последним выпуском 9-го11 спортивный автомобиль.
Но, по крайней мере, если судить по автомобилям среднего класса на стоянке, немногие из присутствующих на самом деле сами были олигархами. Скорее, как Анна, специалист по питанию, и Андрей, финансовый аналитик, они, похоже, были выходцами из высшего среднего класса.
И аналитики, и Porsche уверены, что этот класс выдержит рецессию, сохранив свое богатство.
И компания уже стремится создать новое поколение российских владельцев спортивных автомобилей стоимостью 100 000 долларов.